«Сколько времени нужно проводить с годовалым ребенком?»

Моему сыну полтора года. Почти всю его жизнь мы провели в больнице. Приходилось оставлять его одного, чтобы пойти в душ или поговорить с врачом. Занимала его мультиками, давала планшет. Это была вынужденная мера. Сейчас мы тоже иногда включаем планшет. При этом мой мальчик очень спокоен, может час сидеть в кроватке и играть сам с собой. Нормально ли это, что он бывает один? Конечно же, мы вместе и играем и гуляем, но я все равно чувствую себя виноватой. Насколько опасны мультики в таком возрасте? Еще меня беспокоит, что сын постоянно кладет между ног подушки, игрушки или одеяльце и засыпает. Наверное, он так успокаивается. Это не отклонение?

Катерина, 32 года

Катерина, то, что малыш подолгу играет один, в разных контекстах может иметь разное значение. Важно знать, как проходили у вас беременность и роды, как ребенок развивался на первом году жизни. Как он развивается сейчас и как взаимодействует с вами и близкими. К сожалению, вы обо всем этом ничего не написали. Поэтому составить объективную картину по вашему описанию непросто. Могу лишь высказать свой взгляд на ситуацию. Если ребенок длительное время находился в больнице в отрыве от матери, то такое его «спокойное» поведение должно настораживать. Можно предположить, что не были удовлетворены базовые потребности мальчика в установлении эмоциональных связей с близким взрослым и познании мира в игре.

Для гармоничного развития рядом с малышом должен находиться чуткий взрослый, который мог бы быстро реагировать на нужды младенца. При его отсутствии есть риск развития у ребенка депривационного синдрома, для которого, в том числе, характерно и спокойное, безучастное поведение. Для развития малыша необходима среда не только доброжелательная, но и насыщенная соответствующей потребностям младенца стимуляцией. Грудному ребенку вредно подолгу оставаться в неизменной обстановке или лежать одному в кроватке. Малышам важно рассматривать различные игрушки, трогать их руками, исследовать ртом, вдыхать от них запах и слышать разные звуки. Именно таким образом ребенок познает мир.

Вот почему планшет — не лучшая игрушка для малыша: часто меняющиеся картинки не дают возможности ребенку сосредоточить взгляд на одном предмете, ощупать его и исследовать с помощью других органов чувств. Яркие, быстро сменяющиеся картинки завораживают ребенка. Но понять происходящее на экране он пока не в состоянии. При отсутствии же насыщенной разными стимулами среды ребенок может переживать так называемую атрофию чувствительности. Катерина, любой малыш нуждается в теплом и участливом к себе отношении. Это не означает, что вы должны находиться при ребенке все 24 часа в сутки. Но минуты и часы вашего общения должны быть наполнены теплотой и вниманием к потребностям малыша.

Разговаривайте с малышом, комментируйте то, что он делает, поддерживайте маленькие диалоги (варьируйте произносимые малышом звуки и слоги). Старайтесь устанавливать зрительный контакт с сыном, обменивайтесь с ним взглядами, мимикой и жестами. Все это так же важно для эмоционального развития ребенка, как и телесный контакт. Понаблюдайте за мальчиком, какого рода прикосновения и покачивания ему приятны. Станьте для малыша лучшей игрушкой. Выбирайте пока самые простые игры, от которых удовольствие будете получать и вы, и ваш сын. Тогда, возможно, и ему не придется самому себя успокаивать с помощью подушки или одеяла, а вам испытывать чувство вины.

psychologies.ru

Читайте также:

Добавить комментарий