Досуг, праздники

Раннее развитие ребёнка: польза и вред

Надежда Каяхан

Семейный психолог, мама замечательной девочки Софьи и автор блога про интернациональную жизнь.

Раннее развитие ребёнка: польза и вред

Фото: muro/ru.depositphotos.com

«Как, ваш ребёнок ещё не ходит на “развивашки”?» Любая мама, которая не поддалась модной тенденции развивать младенца с первых месяцев (а то и дней) после рождения, рискует услышать эту полную осуждения фразу от подруг, родственников или просто знакомых. Мода на всевозможные методики раннего развития достигла небывалого размаха. Но так ли уж они полезны?

Раннее развитие как бизнес

Я, как психолог, достаточно долгое время работала с детьми. И когда родилась моя дочь, мне пришлось принимать множество решений, в которых я опиралась на свой опыт и психологическое образование. Порой эти мои решения вызывают удивление у окружающих, потому что я не всегда соответствую образу матери-психолога. Например, не занимаюсь с дочерью «развивашками».

Однажды, когда мы с коллегами беседовали о работе, один из них задал совершенно гениальный вопрос: «Ребята, а где плеяда юных гениев, которые должны были появиться благодаря раннему развитию?» И правда! Теориям детского развития не один десяток лет. К примеру, популярная книга «После трёх уже поздно» была написана в 60-е годы, полвека назад! Логично было бы ожидать, что появится целое поколение не по годам развитых детей, а потом и гениальных взрослых. Но этого, увы, не произошло.

В чём же дело? Всё очень просто: это отличный бизнес. И развивается он по всем канонам маркетинга. Мы, родители, порой готовы отдать любые деньги, чтобы обеспечить хорошее будущее для своих детей. Но, к сожалению, удар по семейному бюджету — это не самый серьёзный ущерб от «развивашек».

Интересное по теме: «Влияет ли раннее развитие на будущее ребенка?».

Развитие ребёнка: не рано, а вовремя

Сегодня обучать и развивать ребёнка пытаются со всё более раннего возраста и часто не учитывают особенности развития малыша. В каждом возрасте у ребёнка есть свои задачи, которые он должен научиться решать.

Например, существует такое понятие, как «сензитивный» период (не путайте с «сенсорный», это не про коврик). Проще говоря, речь идёт об особенно чувствительных периодах в жизни ребёнка, когда формируются новые навыки. Не успели получить нужный навык в этот период — прощай, например, речь (дети-Маугли не разговаривают). И догнать, компенсировать отставание позже будет очень и очень непросто.

А мы, вместо того чтобы дать малышу возможность решать те задачи, которые заложены в нём самой природой, отвлекаем его, заставляя заниматься тем, что этому возрасту совсем не свойственно.

Точно так же невозможно заставить кроху научиться тому, к чему по своему физическому и умственному развитию он ещё не готов. Ребёнок может к году механически зазубрить буквы, но воспринимает их лишь как простые картинки и вряд ли сможет научиться читать. Но мы почему-то продолжаем требовать решения непосильных задач от неокрепшего мозга малыша.

Раннее развитие ребёнка: польза и вред

Источник: YouTube-канал Umnitsaru

Раннее развитие и школа

Моя мама всю жизнь проработала учителем. Всё чаще от неё и других педагогов я слышу, что «дети больше не хотят учиться». Есть мнение, что помимо прочего в этом виновато раннее развитие.

Довольно часто под «развитием» понимают обучение. А психологи сейчас то и дело приходят к мнению о вреде раннего обучения (особенно письму и чтению).

Для дошкольника наиболее естественна не учебная деятельность, а игровая. Маленькие дети развиваются играя. А мы что делаем? Хитрим. И игру заменяем учёбой. Или учёбу игрой? В любом случае ребёнок не понимает, что учиться и играть — разные вещи. А позже, уже в школе, когда для игр не останется времени, выясняется, что учиться-то дети не умеют и не хотят. Получается, что, пытаясь развивать ребёнка слишком рано, мы тормозим его развитие в долгосрочной перспективе.

Интересное по теме: «Мифы песочницы. Про раннее развитие».

Раннее развитие: не только вред, но и польза

Неужели всё настолько плохо и раннее развитие несёт только вред? Думаю, нет. В пресловутых «развивашках» есть и плюсы, если заниматься ими в меру и без фанатизма. Например, они дают маме множество замечательных способов занять ребёнка, и не нужно придумывать что-то особенное, когда привычные игрушки надоели.

А также мне очень нравится идея про зону ближайшего развития, когда ребёнок ещё не в состоянии совершить некие действия самостоятельно, но может сделать что-то вместе со взрослым. По-моему, вот это и есть пресловутое «раннее развитие» в чистом виде.

Я считаю, что сильнее всего на развитие ребёнка влияют не книжки и курсы, а окружающая среда. Если с ребёнком не говорить (иногда в режиме «радио»), то он и не заговорит. Хотите, чтобы малыш учил английский уже с трёх месяцев? Опыт билингвов вам в помощь! Говорите на этом языке сами, карточки не смогут заменить живую человеческую речь.

Очень важно также поддерживать интерес ребёнка к какой-то деятельности, позволять ему самому решать, чему он хочет научиться. Например, в книге Анны Быковой о ленивой маме описывается опыт с чисткой ботинок. Анна рассказывает, что с первым ребёнком она упустила момент, когда ему был интересен этот процесс. С младшим же она поддержала естественную любознательность малыша, и постепенно он прекрасно справился с данной задачей, а заодно научился и многому другому.

Поэтому я считаю, что всему своё время. Задача родителей — правильно оценивать возможности малыша, создавать ему благоприятные условия, своевременно и мягко направлять развитие ребёнка, но не пытаться его опередить.

Раннее развитие ребёнка: польза и вред

citymoms.ru