Как научить ребенка читать

Автор: Алла ЧЕРЕДНИЧЕНКО

По мнению ученых, малыш усваивает самое большое количество информации без особых усилий с 2 – 3 месяцев до 5 – 6 лет! А в школу ребенок идет как раз в возрасте, когда восприятие нового практически сходит на нет. И бедные первоклассники “мучают” ненавистный алфавит, а мамы гоняются за детьми с книжкой и ремнем, заставляя их читать. При этом в последнее время очень много пишут о читающих двухлетних малышах. Сначала я довольно скептически относилась к подобным материалам. И чтобы расставить все точки на “i”, решила провести эксперимент на собственном ребенке.

К моему удивлению и радости, эксперимент удался. Данила в 1 год и 9 месяцев знает все буквы и умеет узнавать и даже составлять простые слова (из кубиков, карточек). Что будет дальше, неизвестно, но пока Даня обожает книжки. Может часами слушать чтение вслух, да и сам не прочь полистать какие-нибудь сказки, энциклопедии и, конечно же, автомобильные журналы. И вот как у меня это получилось. “Приставать” к малышу с буквами и книжками я стала чуть ли не с самого его рождения. Хотя считаю, что лучше всего начинать с 3-месячного возраста. Если вы решили повторить мой опыт, то начните с того, что наклейте картинки с буквами на внутреннюю часть спинки детской кроватки, так, чтобы растущий лингвист не смог его оторвать. Малыш будет пытаться сфокусировать взгляд на цветной картинке, с этого времени и начнется его образование. Когда вашему чаду исполнится 6 месяцев, сделайте карточки из плотной бумаги или картона размером приблизительно 10×12 сантиметров и напишите на них печатные буквы. Лучше всего, если вы раскрасите буквы гуашью в следующие цвета: А – в красный. О-в желтый, У – в смесь синего и зеленого, Ы – в коричневый, Э – в смесь желтого и зеленого, Я – в красный, Ю – в смесь синего и красного, Е и Е – в зеленый, И – в синий, Р – в красный, Б – в белый, В, Г – в синий, Д – в черно-белый (серый), Ж – в желтый, 3 – в зеленый, К – в красный, П, X, Ш, Щ – в черно-белый, С – в синий, Ц – в желтый, Ч – в черный, Й – в синий, Ъ – в белый, Ь – в синий. Цвета эти не произвольны!

По данным экспериментов психолингвистов, именно эти цвета ассоциативно связаны с этими “звукобуквами” русского языка. Но можно рисовать и просто черные буквы. Можно также использовать набор карточек “алфавит в картинках”, где каждая буква иллюстрируется картинкой, образом. Помните: связь абстрактной буквы с конкретным предметом обязательна! Показывайте эти карточки и четко произносите буквы малышу каждый день по несколько минут. Согласитесь, это совсем не трудно. Кроме этого, карточки нужно развесить по квартире, прикрепляя к предмету, название которого начинается с этой буквы: О – окно, У – угол и т.д. Каждый день подносите (подводите) ребенка к буквам и проговаривайте: “Это окно – буква О” и т.п. Читайте звук, а не название буквы! С 9 – 10 месяцев берите карточку и проводите пальчиком по контурам буквы, проговаривая при этом звук. Если будет возможность, приобретите материальный вариант данных букв (из пластмассы, резины, дерева) – сейчас продается множество вариантов, давайте играть ребенку, пробовать “на зуб” и т.д., можно подключить к процессу восприятия и вкусовые ощущения. Сейчас в продаже есть печенье “Азбука” в виде букв. Таким образом мы используем и зрительные, и слуховые, и тактильные, и вкусовые ощущения для достижения одной цепи – усвоения букв. Периодически спрашивайте ребенка: “Это какая буква? Где буква А? Это окно, значит, буква…” и т.д. Сначала ребенок будет просто тянуть пальчик к знакомой буковке, потом, с началом развития речи, будет произносить звуки. Обратите внимание: первыми запомнятся нейотированные гласные – самые открытые и, следовательно, легкие для произношения. Очень важно, чтобы процесс усвоения букв и звуков шел как бы сам собой, без усилий со стороны ребенка. Это обеспечит длительный и устойчивый интерес к обучению.

И, конечно же, как можно больше читайте вслух. Мы с Данилой в день прочитываем до 20 книжек-малышек. Главное, чтобы книжка была понятной, с картинками и… тоненькой. Большие, дорогие книги очень непрактичны. Во-первых, они тяжелые, во-вторых, их нельзя рвать (а без этого не обойдется), и в третьих, тоненьких книжек можно иметь много, а когда есть выбор – это очень интересно. Ну а раз интересно – значит, учиться читать не так уж и трудно даже самым маленьким.

Author: admin