Развитие ребенка

Детям нельзя говорить нельзя

Автор: Наталья КРЫЛОВА

«Настенька, ну где же ты? Сейчас врач придет на тебя посмотреть, а ты прячешься!» -недоумевая, куда мог деться четырехмесячный ребенок в квартире, сновала из комнаты в комнату Светлана. «Вы что себе позволяете? -накинулась с порога педиатр на молодую маму, когда та обнаружила дочурку за диваном, свернувшуюся калачиком и мирно посапывающую рядом с кошкой. — Она должна спать у вас в кроватке, а ползать ей еще рано. Тем более с ее подвывихом…»

ПОДВЫВИХ тазобедренного сустава, с которым родилась вторая дочка Светланы Осколковой Настя, подвигнул родительницу на решительные действия. Накупила Света разных книжек, рассказывающих, как развивать и воспитывать ребенка с самого рождения. Проштудировала все аккуратненько, остановилась на знаменитой методике Никитиных. Так в четыре месяца Настя, ползая по трехкомнатной квартире, начала познавать нижний «ярус» огромного мира. В полгода ей это показалось скучным, и она решила знакомиться с окружающей ее действительностью, уверенно топая по земной тверди ножками. А в год и три месяца девочка взяла в ручку карандаш и нарисовала человека. Нынешней весной десятилетняя Настя закончила пятый класс Пушкинской гимназии в Сыктывкаре, тогда как ее одногодки распрощались только с третьим.

«Всегда задавалась вопросом, почему из обычного детского сада выходит средний ребенок , — говорит Светлана Анатольевна. — Ведь в каждом можно найти что-то особенное, каждый талантлив в чем-то. Просто это надо уметь увидеть и вовремя начать развивать…»

— Ну, конечно, ты с одним ребенком возишься, а в детском саду их сколько! Попробуй каждому удели особое внимание!- услышала как-то Света мнение знакомой.

— Можно и не с одним ребенком заниматься, и результаты будут не хуже, — не отступилась от своего Света. И в собственной квартире открыла… детский сад. Сама поступила заочно в Московскую международную педагогическую академию. — По специальности-то я электромонтер! — улыбнулась она. — А ведь ответственность я брала за чужих детей . Так к своей специальности, никак не связанной с педагогикой, Светлана приплюсовала еще одну — «воспитатель-гувернер». Но сама называла себя домашним воспитателем: «Не лежит душа у меня к слову «гувернер». Детский сад Светланы Осколковой работает уже десять лет. И гордится воспитатель не только успехами своих детей , но и выпускников, среди которых есть такие, которые свою карьеру в школе начинают не с первого, а со второго класса. Попасть в этот детский сад непросто: многие родители, узнав о его существовании, занимают очередь сюда еще до рождения своего чада. Хотя и противников метода Осколковой достаточно. Они считают: «Слишком ранние выходят отсюда дети — всему должно быть свое время…» Светлана Анатольевна с этим не спорит, и хотя программа, по которой она работает, называется «Раннее развитие ребенка «, не считает, что своим методом она укорачивает беззаботную пору детства. Ну разве плохо, если ребенок поинтересуется, где находится Америка или чем питается кенгуру в далекой Австралии? А он обязательно поинтересуется. Потому что на стенах большой уютной комнаты домашнего детского сада тут и там развешены карты — мира, животных, растений, а также таблицы букв и чисел.

В ДЕТСКОМ саду Осколковой детям говорят слово «нельзя» только в трех случаях: когда они ругаются между собой, дерутся и ломают друг у друга поделки. Во всем остальном они абсолютно свободны. Здесь не говорят «это не правильно», здесь не называют ребенка по фамилии, а только по имени — с теплотой и любовью. Здесь не повышают голос, а физическое наказание, убеждена Светлана, — настоящее преступление: «Что должен такого сделать ребенок , чтобы пострадать за это?» В этом убеждает воспитатель и родителей своих маленьких подопечных. «Наши взгляды на воспитание должны быть примерно одинаковыми, — говорит Светлана. — А если такого единения не будет, у ребенка может появиться раздвоение личности: в детском саду нужно вести себя так, а дома — как хотят родители». Поэтому прежде чем принять очередного ребенка на воспитание, Осколкова не просто беседует с мамами-папами, а предлагает им заполнить анкету, ответить на вопросы теста. Это позволяет узнать, как развивался ребенок в первый год жизни, и определиться, как построить работу с каждым ребенком , на что особенно обратить внимание. Если, например, выясняется, что ребенок не ползал, а сразу пошел, значит, у него слабо развиты ручки. Воспитатель берет на заметку, что ему больше надо рисовать и лепить. Но только тогда, когда ребенок захочет заниматься сам. Здесь не заставляют, а поощряют любое желание проявить себя. На похвалу Светлана Анатольевна никогда не скупится, и окрыленный от этого маленький человечек стремится сделать свой «шедевр» еще лучше. Кроме рисования и лепки, воспитанники Осколковой постигают азы математики, учатся не только читать, но и развивать свою речь. Ради этого здесь с легкой руки Светланы Анатольевны создан целый кукольный театр, персонажи которого сделаны тоже ее руками. Дети музицируют, знакомятся с окружающим миром. Почти все предметы воспитатель преподает сама. А к музыке и изобразительному искусству детишек приобщают педагоги, которых Светлана специально приглашает в свой детский сад. «Только не думайте, ради Бога, что дети здесь с утра до вечера только и делают, что занимаются математикой и чтением, — сказала воспитатель. — До пяти лет для ребенка любое занятие — игра. А после пяти они начинают воспринимать его как труд». Так, без надрывов, воспитанник Осколковой подходит к школьному рубежу, свободно читая 60 слов в минуту, решая элементарные и посложнее математические задачки, разбираясь во временах года, времени суток, зная, где какой материк расположен и какие животные обитают на каждом из них. И с физической формой у ребятишек в этом детском саду все в порядке. Еще бы, в каждом ли дошкольном учреждении есть такой спортивный комплекс, как здесь? В любое время дня, кроме тихого часа и времени трапезы, детишки вольны прыгать, лазить по лестнице, подтягиваться на кольцах, кувыркаться на матах. Игрушек много и на любой вкус — делить не приходится.

НЕ РАЗ слышала Светлана от злопыхателей: «Хорошо устроилась — свои дети под боком, а за чужими заодно присмотреть не очень и трудно, тем более если за это такие деньги получаете!» На что воспитатель реагирует абсолютно спокойно: «Я знаю, что мои воспитанники в жизни не пропадут. Все в человеке закладывается до пяти лет. Вот и стараюсь вложить в ребенка максимум знаний и навыков. Пусть они не умеют драться, пусть им чуждо чувство агрессии, зато они обладают знаниями и интеллектом. А это оружие посерьезнее кулаков…» А злым языкам лично мне хочется задать несколько вопросов. Сможете ли вы вставать каждый день в шесть утра, готовить завтрак и обед не только на свою большую семью, но и на шестерых воспитанников? Во время тихого часа привести квартиру-детский сад в порядок и приготовить ужин? А вечером, после того как детей заберут родители, побегать по магазинам за продуктами на завтрашний день? И при всем при этом в течение дня заниматься с детьми математикой, чтением, физкультурой, лепкой, аппликацией, терпеливо объяснять, где растут бананы и плавает акула. В своем уютном детском саду Светлана Анатольевна и повар, и няня, и воспитатель, и медсестра в одном лице. В первых помощниках у нее Настя и муж Сергей. Самая старшая, 13-летняя дочь Рая, воспитывалась как все дети , поэтому, уверена Светлана, она не всегда понимает, как важно быть помощником в семье, и очень жалеет об этом. А об успехах Насти мы уже знаем. Четырехлетний Сережа свободно читает, с двух лет занимается музыкой, годовалый Боря правильно собирает пирамидку. Пятый ребенок , которого Светлана Анатольевна сегодня носит под сердцем, тоже будет ранним. В декретный отпуск воспитатель не собирается. Кстати, за все десять лет существования садик не закрывался никогда. Даже ночью, если надо, родители могут оставить свое чадо здесь и будут спокойны за него. Они просто уверены: с ним ничего не случится. Потому что рядом добрая, отзывчивая, умная Светлана Анатольевна.

Добавить комментарий